Главная | Регистрация | Вход Привет бродяга


Основное меню


Меню сайта

Категории раздела
Игровой мир [36]
Новости игрового мира
Железо [7]
новости компьютерного мира
М.О.Д.Ы. [2]
новости о модах
Новости сайта [24]

Наш опрос
Как вы попали на сайт?
Всего ответов: 54

Статистика

Всего на сайте сейчас 1
Гостей 1
Пользователей 0

Форма входа
Введите логин:


Пароль:






Все могут короли: тест драйверов ForceWare - 6 Августа 2009 - Сайт игры S.T.A.L.K.E.R.


Приветcтвую тебя бродяга



РЕКЛАМА




НОВОСТИ


Главная » 2009 » Август » 6 » Все могут короли: тест драйверов ForceWare
Все могут короли: тест драйверов ForceWare
20:56
"И судьбы всей Земли вершат они порой…", – подобно строкам очень известного лирического буриме, создатели компьютерного "железа" периодически ставят обычного пользователя в неловкие ситуации, выход из которых зависит только от самих разработчиков. Отличным подтверждением этих пессимистичных слов являются драйвера видеокарты. Хоть под землю провались, но если программное обеспечение от ATI или NVIDIA "сырое" и недоработанное – не видать тебе хороших показателей производительности и беспечной райской жизни, проведенной с любимой игрушкой. Выход один – довериться компании еще раз и поставить новые дрова.

Хоть и есть возможность наступить на одни и те же грабли дважды, выбора пользователю видеокарты того или иного бренда не дают. Истории известно много случаев, когда замена графического драйвера на более позднюю версию буквально ставила ситуацию с ног на голову (причем, как в лучшую, так и в худшую сторону). Всем известны трагикомичные случаи с нечестными "заточками" драйверов видеопроизводителями под нужды бенчмарков. Никто не хочет проигрывать, а если просиживание штанов в инженерных помещениях компаний не приводит к положительному результату, дабы не остаться в пролете, приходится откровенно жульничать. Так, например, 3DMark 2003 долго "мучался" от наплыва "твикнутых" дров для графических адаптеров серии GeForce FX5***. Но эти неприятные для NVIDIA моменты уже давно позади.

Сейчас "монстры" игровой индустрии заставляют производителей принимать решительные меры по усовершенствованию видеокарт. Для только что вышедших 3D-развлечений и другого программного обеспечения требуются новые оптимизации и улучшения. В сегодняшнем "Тесте софта" мы пристально рассмотрим и протестируем ряд драйверов для видеокарт NVIDIA и узнаем о целесообразности инсталляции их новых версий.

Тестовый стенд и методика тестирования
Тестовый стенд
Материнская плата: Asus M3N-HT Deluxe (AM2+, nForce 780a, nForce 200)
Процессор: AMD Athlon X2 6000+ (@3.3 ГГц)
Видеосистема: 2 x Asus EN8800 GT 512 Мб GDDR3
Память: 4 x 1024 Мб Kingston PC6400
Жесткий диск: 160 Гб Western Digital
ОС: Windows XP x32 SP2
Драйверы ForceWare: 169.28, 171.30, 174.74, 177.92, 178.13, 181.20
Сначала познакомимся с системой, которая будет терпеливо выдерживать все причуды сумасшедшего автора :).

Конечно, самым главным в отношении графики является сила, исходящая из недр GPU, поэтому отвечать за FPS доверили сразу двум "близнецам" GeForce 8800 GT (ядро – 700 МГц; шейдерный блок – 1666 МГц; память – 1900 МГц) на базе хорошо знакомого урезанного 60-нанометрового процессора G92 (754 миллиона транзисторов, 112 шейдерных процессоров, 56 текстурных блоков и 16 ROP-процессоров). Материнская плата Asus M3N-HT Deluxe с одним из последних наборов логики NVIDIA nForce 780a (и дополнительным чипом nForce 200) легко позволяет создать SLI-массив как из пары, так и из "святой троицы" VGA (3-Way SLI), установленных в слот PCI Express x16 второй версии.

Содействовать карточкам в создании трехмерных сцен "призваны" двуядерный процессор AMD Athlon X2 6000+ (частота ядра 3.3 ГГц) и оперативная память Kingston DDR2 с частотой 800 мегагерц. Думаю, остальной феррум не так важен.

Перейдем к методике сегодняшнего тестирования. В нашей увлекательной "вечеринке" принимают участие драйверы под номерами: 169.28 (драйвер с CD, прилагаемого к видеокарте; зима 2008 года), 171.30 (зима 2008 года), 174.74 (весна 2008 года), 177.92 (осень 2008 года), 178.13 (осень 2008 года) и 181.20 (зима 2009 года). Как видишь, я постарался собрать программное обеспечение, выходившее во всех календарных отрезках 2008 года, а также самые последние (на момент написания материала) драйвера 2009 года. ForceWare’ы устанавливались на "голую" операционную систему, роль которой играет старенькая, проверенная временем Windows XP Professional x32. Остальные утилиты (драйверы материнской платы, Fraps, Riva Tuner), участвующие в испытаниях, оставались идентичными.

В качестве тестовых программ использовались:

Crysis (v 1.1.1) – игра с превосходной графикой, но при этом и с превосходными аппетитами относительно ресурсов видеоадаптера. Хоть она и вышла достаточно давно, но только "Кризис" сможет показать всю мощь (или немощь) твоего акселератора. К тому же данный программный продукт использует ярлычок "the way to mean to be played NVIDIA", говорящий о специальной "заточке" калифорнийских драйверов под эту игру и намекающий на "заточку" движка игры под "зеленую" графику (узнать, какая игра пользуется оптимизациями NVIDIA, а какая – нет, можно на официальном сайте производителя в разделе nZONE: http://www.nvidia.ru/object/game_archive_ru.html).
Call of Duty 4 – очень популярная игра 2008 года. Использует в своих опциях поддержку нескольких видеокарт, хотя особо не требует от них больших мощностей, так как это порт с консоли (TV-приставки), благодаря чему даже при не самых высоких разрешениях графика выглядит более чем достойно.
Legendary – шутер от первого лица, использующий графический движок Unreal Engine 3.0. Игра вышла в конце 2008 года.
"Анабиоз (сон разума)" – еще одна игра, заточенная под видеокарты "зеленых". Новехонькая игра, требует достаточно больших ресурсов от компьютера и достаточно активно пиарится калифорнийцами. Известен и тот факт, что с Radeon’ами потенциальный мегахит не дружит, предоставляя пользователю большую кучу неприятных моментов. Следовательно, он просто обязан быть протестирован нашей "вязанкой дров".
3DMark 2006 – последний тестовый пакет. Комментарии излишни – если дело касается графики, то нам не обойтись без горячего финского бенчмарка с третьими шейдерами.
Как видишь, в опытах используются игры на любой вкус и цвет. Я постарался затронуть ПО различных временных периодов и затрачиваемых мощностей персонального компьютера. Графика при разрешении монитора 1280x1024 выставлена на максимум с использованием 8-кратного сглаживания и 16-кратной анизотропной фильтрации. Детище Futuremark (при стандартном разрешении) прогонялось с включенными популярными 3D-фичами (8 АА, 16 AF), чтобы окончательный результат не уперся в процессор, а выдал нам на суд реальный потенциал видеокарты.

Каждая тестовая программа запускалась как при отключенном режиме SLI, так и с использованием двух адаптеров. Шестой 3DMark запускался по пять раз, и окончательным результатом является среднеарифметический балл, округленный до целого значения.

Драйверы GeForce 8800 GT перед каждым тестированием претерпевали небольшой твик. Пользовательские настройки были установлены с упором на производительность. В меню "управление параметрами 3D" качество фильтрации текстур также установлено с уклоном на быстродействие. В случае использования дуэта GeForce’ов восьмой серии применялся режим альтернативного чередования кадра (AFR – Alternate Frame Rendering), который доверяет обработку нечетных кадров одной видеокарте, а четных – другой (закладка "управление параметрами 3D"). Данный режим (и только он) "приютился" и в более сложных массивах с тремя-четырьмя адаптерами. Поэтому ему и отводится главная роль в сегодняшнем тесте.

Вот и все. Пора переходить к анализу получившихся результатов.

Что получилось
Признаться, давно уже твой покорный слуга не проводил столько времени за компьютером, клацая по HID’ам (Human Interface Device), во имя спасения виртуального человечества. Полученные результаты (не игровые, тут похвастать нечем) занесены в сводную таблицу. Ты уже заметил, что в ней отсутствуют два "полена" из нашей связки дров: ForceWare 168.28 и 171.30. Дело в том, что эти "буратины" проявили себя не с самой лучшей стороны. Во-первых, в играх наблюдались посторонние артефакты и искажения. Сначала во всем были обвинены спешка и нерасторопность автора при установке программ, но, как оказалось, всяческие деинсталляции и попытки настроить "зеленых приверед" не привели к успеху. Так кризис в Crysis’е проявлялся в виде мерцающего горизонтальными полосами экрана, а легендарный Legendary не доводил состояние загрузки сцены до ста процентов ни разу, показывая смертельно синий экран и дальнейшую перезагрузку вместо жутких монстров :). Во-вторых, испытуемые отказались напрочь "заводить" SLI-массив. На что я очень сильно обиделся и сразу же пустил в дело беспощадную утилиту Driver Cleaner (http://www.drivercleaner.net/index.php).

Как видно, данные ForceWare’ы относятся к одному и тому же (зимнему) периоду времени, поэтому одинаковая нестабильность этих версий драйверов легко объяснима. Да, неприятно покупать видеокарту, устанавливать специальное ПО с прилагаемого диска и вместо греющих душу FPS получать 3D-ископаемые на мониторе. Так что, если есть возможность, перед установкой дров видеокарты всегда качай их последние версии с официального сайта (для NVIDIA: http://www.nvidia.ru/Download/index.aspx?lang=ru).

Отправим неудачников обратно в зимнюю "спячку" и перейдем к рассмотрению тех, кто достойно себя вел на протяжении всех тестов.

Работа с одной видеокартой
Работа с одной видеокартой требует у драйвера меньших сил по четкому урегулированию картинки. Полигоны обрабатываются одним графическим процессором, и не требуется строгая, четкая разбивка нагрузки, как, например, в технологии масштабируемых интерфейсов. Все что нужно игре – это чтобы характеристики GPU позволяли справляться с объемом расчетов.

Первым в ход пошел драйвер ForceWare 174.74. NVIDIA выпустила его под звук весенней капели для улучшения функционирования технологии PureVideo HD и GeForce 3D Stereo, а также поддержки новых наборов логики nForce 730i, в состав которой входит интегрированное графическое ядро GF 8100/8300 (главный "убийца" интеловской графики). Лучший результат получила игра Call of Duty 4, выдав 77 кадров в секунду. Совсем не удивительно – G92 отлично справляется с шутером даже при максимальных настройках и прожорливых функциях. Гораздо хуже обстоит дело с "Анабиозом" и Crysis’ом. Критические дни 174-х дров не позволили перейти порог в 25 играбельных FPS: всего 22 "обледеневших" кадра в первом случае и 13(!) – во втором. Всем любителям диафильмов про Антарктику и Северную Корею "советую" использовать весеннюю версию драйверов. Синтетика расщедрилась на 7295 волнистых попугайчиков.

Следующими по расписанию тестировались осенние ForceWare 177.92. Примечательным является то, что "Сон Разума" продемонстрировал неплохую картинку в 40 стабильных FPS. Результат, как говорят налицо. Только вот шутер от американской компании Activision снизил свои показатели до отметки в 67 кадров, а "Крайзис" прогрессировал всего до 15 по-прежнему жалких кадров в секунду. Результат 3DMark’а уменьшился до 7065 марок. Если учитывать, что с FW 177.92 возможно играть уже в две игры, то необходимо признать положительное влияние от апгрейда системы новыми дровишками.

Сделаю небольшое лирическое отступление и скажу, что даже самые последние, мощные графические адаптеры с трудом справляются с детищем Crytek. И для увеличения производительности игры мало будет одного лишь "бичевания" калифорнийских программистов. Необходимо провести серьезную работу непосредственно с Crysis. Вышедшее в недавнем прошлом дополнение Warhead доказало, что оптимизация игрового движка – одна из главных задач для разработчиков виртуальных развлечений.

Примечательно, что осенний набор ForceWare 178.13 (вышедший в ноябре) показал схожие результаты с 177-ми драйверами. Исключение составляет CoD4, вернувший утерянные неизвестно по какой причине 5 FPS. Как ни печально, если и давать медаль "the way to mean to be played NVIDIA" Crysis’у применительно для GeForce 8800 GT в количестве один штука, то только посмертно (перед нами все то же слайд-шоу со скоростью 15 кадров в секунду).

Последний драйвер, "рожденный" в году Быка, показал самые лучшие результаты. ForceWare 180.20 увеличил производительность видеокарты в Crysis’е до 16 кадров в секунду. 3DMark 2006 также порадовал своими 7511 баллами.

Оказалось, что самые последние и новые драйверы являются лучшими из всех протестированных для всех тестовых программ, кроме самой свежей из них – "Анабиоза". Очень странный регресс.

Работа со SLI
Одним из вариантов повышения производительности системы считается увеличение числа GPU (если материнская плата позволяет). Посмотрим на расклад сил SLI-дуэта GeForce 8800 GT, и на то, как дрова справятся с ними.

Режим поочередного разделения рассчитываемого кадра (AFR) хоть и является самым популярным в использовании, но таит в себе одну отрицательную черту. Картинка в игре (особенно в стрелялках) постоянно изменяется, и каждый кадр может нести разную нагрузку. Получается, что видеокарты в AFR-режиме могут выполнять различный объем работы. Следствием такой неоднородности является заметное "проседание" FPS на экране монитора и беспощадное уничтожение теоретически двойного увеличения производительности. Лишь добросовестно написанный драйвер может исправить положение.

Например, ForceWare 174.74, который официально выпущен для поддержки стереорежима (зачем?), на деле позволил спокойно играть в Crysis! Наконец-то при разрешении 1280x1024, максимальном качестве графики и 8-кратном сглаживании удалось "укротить" сего неистового зверя и хладнокровно, без лишнего мата пострелять по инопланетянам.

Дабы не свихнуться от счастья, автор решил уйти в "Анабиоз"! Прояснить сознание позволил тот факт, что игрушка ничуть не прибавила производительности, а это значит, что SLI под "Сон разума" не "завелся". Call of Duty 4 также не предоставил мне двукратных 150 кадров в секунду, а всего лишь каких-то жалких 82 FPS. Не помогли ни смена вывода изображения массива (SFR, например), ни твикер nHanser (очень полезная программа – http://www.nhancer.com/?dat=downloads). 3DMark 2006 показал, что с увеличением G92-микросхем вдвое крылатых стало на 48 процентов больше (10826 попугаев).

Точно такую же тенденцию показали ForceWare 177.92 и 178.13: двукратный прирост в Crysis’е и нулевой – в остальных играх. Напрашивается вывод о "заточке" дров под специальные приложения. Недавно вышедшие ForceWare 180.84 из всех улучшений обладают единственным – оптимизацией для суперпопулярной Grand Theft Auto 4.

А вот и доказательство! Посмотри на результат замеров FPS у "Анабиоза" при использовании драйверов версии 181.20. Целых 49 кадров против 30, замеренных с одной выключенной видеокартой (прирост 63 процента!). В момент выхода этих дров в топике на nZONE, посвященном исключительно играм, висел большой баннер с надписью "Cryostasis – популярная игра".

Историю одного морского пехотинца в неуязвимом костюме монитор показал с производительностью 32 кадра в секунду, что составляет 100% прироста в режиме SLI. На том же уровне остался CoD4, а вот 3DMark перевалил за отметку 11 тысяч попугаев. Для разрешения старенького 17-дюймового монитора получились отличные результаты. Все игры выдавали комфортные FPS, притом что качество графики ничуть не пострадало. Конечно, иметь на ORB’е огромное количество искусственных баллов тоже приятно, но, по большому счету, это удел оверклокеров. Пользователю достаточно комфортно провести часик-другой за любимой игрой.

Упомяну, что видеокарты могут выполнять различный объем работы в зависимости от пропускной способности шины PCI Express x16. Так в некоторых материнских платах на базе набора логики P45 можно осуществить массив CrossFire X по схеме x8 + x8 + x4. Графический адаптер Radeon, установленный в самый "узкий" разъем, будет обделен данными по обработке изображения. Проблему уменьшения коэффициента полезного действия заменой драйвера ATI Catalyst в таких случаях не решишь.

Legendary
Ты уже заметил, что ранее не упоминалось ни единого слова о Legendary. К тому же в таблице числится один и тот же "магический" результат в 62 кадра в секунду. На самом деле никакого волшебства здесь нет.

Известно, что работа видеокарты осуществляется за счет обработки полигонов (маленьких треугольников), выдаваемых процессором. Чем больше рабочего материала и дополнительной информации – тем больше, при должной мощности GPU, кадров в секунду на мониторе. Следовательно, при нехватке треугольников видеокарта как бы простаивает. Наблюдается процессорозависимость, и FPS оказывается ниже, чем он мог бы быть на этих видеокартах.

Данный факт и отражен в таблице. При изменении драйвера, включении / отключении режима SLI, FPS остаются на одном и том же уровне, чуть превышая порог шестидесяти кадров. При снижении частоты процессора на 300 МГц картинка еще больше потеряла в производительности (уже 55 кадров). И так далее. Можно сделать вывод, что графический движок Unreal Engine 3 не требует от видеокарты большой мощности, и картинка полностью упирается в центральный процессор (точно такая же картина вырисовывается в играх: Gear of War, Assassin Creed и др). Замена драйвера при проявлении процессорозависимости помогла лишь в том, что в более ранних версиях наблюдались никому ненужные тормоза при включении режима поочередного обсчета картинки видеокартами. В последних версиях ForceWare такого минуса не наблюдается, но и количество кадров остается на неизменном уровне. Для достижения большего результата необходим оверклок "камня".

Итоги
Сегодняшний тест подтвердил целесообразность апгрейда драйверов. Разработчики не зря едят свой хлеб. Отличным примером являются результаты тестирования "Анабиоза". ForceWare 181.20 по отношению к 174-ой версии улучшил показания Fraps более чем в два раза (122 процента прироста!). Без должной поддержки "зелеными" технологии SLI не удалось бы насладиться режимами 16-кратной анизотропной фильтрации и 8-кратного сглаживания в Crysis’e, да еще и с запасом в 7 кадров :). Остальные игры также показали приемлемый результат.

Но есть одно маленькое "но", которое, возможно, является домыслами автора, и все же. Явно видно, что "Анабиоз" – это игра, над которой в последнее время проделана огромная работа по оптимизации. Это видно по SLI-режиму. Только вот, почему в системе с одной GeForce 8800 GT с последней версией драйверов наблюдается падение на целых 5 кадров в секунду? Ответ прост: покупателю пришла пора потратиться на более новую мощную видеокарту или как минимум поставить себе еще одну такую же в SLI.

С выходом новых творений и другого программного обеспечения будут появляться новые версии драйверов. И если вдруг по какой-либо причине твоя система не "вытягивает" только что купленную игру, попробуй протестировать ее с разными версиями ForceWare или Catalyst – велика вероятность, что ситуация изменится в лучшую сторону. А всем, кто только что купил графический адаптер, советую сразу же скачать с официального сайта производителя самые последние "дровишки", ибо на болванке, скорее всего, записаны довольно старые и непроизводительные версии. Таков закон времени – делать все старым и бесполезным.

Категория: Железо | Просмотров: 1127 | Добавил: AleXandR | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]




200




Поиск

Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • T.E.A.M.