ArmA 2 – суперреалистичный военный экшен, который ксередине прохождения впадает в легкую форму безумия. Игра, начинающаяся как хороший, качественный тактический экшен, неожиданно превращается в «GTA, но про военных», а потом еще и обзаводится стратегическими элементами. На пользу подобное кровосмешение, конечно же, не идет. Как все начиналось? В 2001 году, когда Bohemia Interactive выпустила свой первый военный экшен – Operation Flashpoint, – мудреные игры про солдатиков на PC были в моде. Rainbow Six, Ghost Recon – на фоне этих серий «Операция» не только не потерялась, но еще и смогла вырваться в лидеры. Секрет успеха оказался вовсе не прост: в игре была отличная симуляция боевых действий на уровне одного-двух взводов, был сложный, реалистичный геймплей, было огромное количество оружия и управляемой техники. Сюда же стоит добавить очень разнообразные миссии и отличную по тем временам графику. Результат оказался великолепен: Operation Flashpoint давала игрокам возможность почувствовать себя обычным рядовым бойцом, который оказался в самом пекле стремительно разгорающегося военного конфликта. Вокруг вовсю шли «суровые военные будни» – операции по зачистке поселков, патрулирования, отступление, – а мы же просто старались выжить во всем этом. Игру очень тепло приняла публика, один за другим вышли два официальных аддона и множество любительских дополнений (в комплекте шел очень приличный редактор уровней), а потом… потом Bohemia поругалась с Codemasters и потеряла все права на марку Operation Flashpoint. Продолжение решили выпускать под именем ArmA: Armed Assault – однако с первых же кадров становилось ясно, откуда здесь растут уши. Мода на серьезные тактические экшены к этому моменту уже прошла, Rainbow Six и Ghost Recon скатились до уровня обычных стрелялок с минимальной претензией на реалистичность, а Armed Assault оказалась чуть ли не единственной игрой, которая не пошла на поводу у этой моды. Похорошела графика, сюжет стал более вменяемым, нашлось место и некоторым добавлениям по мелочи, но по сравнению с тем эффектом, который произвела в свое время Operation Flashpoint, ArmA выступила более чем скромно. Во второй части этот просчет решили исправить – список новшеств не ограничился похорошевшим движком, дополнительной техникой и прочей ерундой. Жаль только, что эффект оказался строго противоположен ожидаемому. О чем это? Начинается все совсем неплохо. В выдуманном постсоветском государстве Республика Черноруссия нарастает гражданская война, стороны которой поддерживаются Россией и США. Мы – один из бойцов американской разведгруппы, которая принимает во всем этом карнавале очень активное участие. Как играется? Первые миссии вызывают строгое чувство дежавю. Описывать геймплей по сотому разу нет смысла – просто найдите на этом сайте рецензию на Operation Flashpoint или ArmA (или перечитайте главу «С чего все начиналось?»). Но потом игра показывает себя совсем с другой стороны. В этот раз Bohemia Interactive все-таки пошла на поводу у моды и ввернула в сюжет целую кучу новомодных вещей. Сначала мы сталкиваемся с безобидной нелинейностью. Миссии выполняются несколькими способами, игроку же нередко приходится совершать достаточно трудный выбор – у нас тут все-таки война и некоторые эффективные решения могут оказаться еще и жестокими. Со временем игра начинает походить на GTA: есть территория в 225 квадратных километров и есть набор заданий. Как их выполнять, в какой последовательности – решать нам. И здесь ArmA 2 выдает первые сбои. Проблема традиционная для Bohemia – баги, из-за которых весь этот «свободный геймплей» порой начинает разваливаться буквально на глазах. Устроили засаду, но никто не едет? Поздравляем – колонна противника заблудилась и сейчас беспомощно бодается с деревьями где-то далеко в лесу. Несколько патчей спустя ситуация, конечно, поменяется, но на момент написания этой статьи играть было… некомфортно. Наконец, ближе к концу ArmA 2 выкидывает главный финт ушами – превращается в эдакую мини-стратегию. Мы управляем войсками, строим свои объекты, захватываем вражеские, зарабатываем деньги и закупаемся техникой. Сделано не сказать чтобы убийственно плохо – просто такое решение идет слишком уж вразрез с концепцией игры. Как выглядит? Со времен Operation Flashpoint графику Bohemia держит в одном и том же стиле. Картинка строгая, аскетичная, без лишних украшательств – почти как в реальной жизни. На геймплей это, кстати, тоже влияет: например, здесь очень сложно заметить противника. Движок, конечно же, со времен ArmA серьезно подрос – причем радует не только улучшившаяся графика, но и скорость работы. То, что мы ждали? Пока – не совсем. Потенциал в проект заложен очень интересный, но раскрыться игра сможет в лучшем случае через месяц-два, когда все ее идеи отполируют несколькими патчами. Пока же впечатления из разряда «и хочется, и колется» – разработчики явно чуточку переоценили свои возможности.
|